Юзеф Мосенкис: У омских строителей есть ресурсы и желание двигаться дальше
Как себя чувствует строительная отрасль в преддверии Дня строителя? Что беспокоит и радует омских строителей? Председатель правления РООР «Союз строителей Омской области» Юзеф Мосенкис рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Евгении Вайс.
– Юзеф Матвеевич, чем сейчас живут омские строители в глобальном смысле?
– Могу рассуждать только как раз об омских строителях, потому что мы хоть и пытались вовлечь в нашу работу иногородних застройщиков, в частности, направляли приглашение войти в правление СРО компании «Эталон», отклика не получили. Хотя их позиционируют как доминирующую структуру на территории Омской области.
– То есть у вас нет понимания, сталкиваются ли они с теми же проблемами, что и вы?
– Я не буду гадать, но предполагаю, что да. Однако для них имеются некоторые преференции. Например, к микрорайону «Эталона» подведены хорошие дороги за счет регионального бюджета, а к жилью «Стройбетона» Олега Золотова на Амурских – почему-то нет, несмотря на огромное количество проживающих там омичей. Полагаю, что не следует ждать от иногородних застройщиков какого-то вклада в регион, поскольку они ничего не платят в региональный бюджет, кроме подоходного налога. Это началось еще при предыдущем губернаторе, и я считаю, что он поступил неправильно, пригласив их в регион.
– Почему?
– Перед тем, как планировать строительные проекты – а они нужны, никто с этим не спорит – стоило пригласить на встречу местных застройщиков, обсудить задачи, сроки. Если омские компании не в состоянии справиться с поставленными целями, тогда естественно следует приглашать в регион застройщиков со стороны, согласен. Да, надо улучшать качество жилья, его внешний облик. Но кто сказал, что на это не способны омские застройщики?
– А способны?
– Я считаю, что да. Достаточно отметить многие объекты Омска, которые построили наши строители: упомянутые комплексы многоэтажных зданий на Амурских улицах и школа, построенные «Стройбетоном», множество жилых зданий с привлекательным архитектурным обликом Завода сборного железобетона №6 Юрия Гуринова, целый ряд неординарных объектов президента группы компаний «АСК» Валерия Кокорина, интересные объекты Александра Антропенко, Шамиля Шихмирзаева, Алексея Певнева, Вячеслава Васильева, Бориса Кардаева. Омским строителям есть чем гордиться. Но и иногородним застройщикам хочется пожелать успехов в работе, пусть трудятся на благо нашего региона.
– Что беспокоит строителей?
– Многие проекты поставлены на паузу из-за сниженного спроса на жилье – высокая ключевая ставка заморозила ипотечный рынок. Застройщики вынуждены распускать бригады рабочих. Возможно, проектные работы возобновятся в конце года, но не раньше. Пока не известны конкретные меры для недопущения обрушения строительной отрасли в стране. Остро стоит вопрос о состоянии коммуникаций – их износ составляет 70–80%. В бытность бывшего мэра Омска Виктора Шрейдера в год восстанавливались тепловые сети до 150 км в год, сейчас – 30–40 км. Всего же протяженность теплосетей в городе составляет около 2500 км. Проблему нужно решить буквально в течение ближайших лет. Но даже если бы чудесным образом деньги нашлись, нет специалистов для проведения работ. А главное, нужно начинать с технического обследования фактического состояния сетей, их инвентаризации.
– Во сколько это обойдется?
– Ориентировочно 60–90 млн рублей. Это позволит получить достоверные сведения о техническом состоянии тепловых сетей и очередности работ. К сожалению, такой информации нет и по другим видам инженерных сетей. Строители крайне заинтересованы в решении этих вопросов, так как вновь возводимые объекты требуют подключения к инженерным сетям, особенно актуально это для реализации планов комплексного развития территорий Омска. В этой связи предлагаю создать проектно-строительную структуру, чтобы выделяемые денежные средства освоить в кратчайшие сроки. Для устранения износа сетей, по оценкам разных экспертов, может понадобиться 40–48 млрд рублей. На 2025 год на эти цели выделено лишь около 2 млрд рублей. Не менее остро стоит вопрос обеспечения безопасной эксплуатации панельных зданий серии 1-335 с неполным каркасом, в которых проживает около трех тысяч омичей. Еще в 1996 году в Омске состоялось организованное Госстроем России межрегиональное совещание о проблемах комплексной реконструкции таких домов – их строительство из-за технических дефектов было прекращено в 1965 году.
– То есть еще тогда срок безопасной эксплуатации хрущевок уже истек?
– Да, за 29 лет после того межрегионального совещания в Омске и 6 лет, миновавшие после выездного заседания Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ, состоявшегося в Омске в 2019 году, кардинальных решений принято не было. Общая ситуация только ухудшилась, поэтому требуется принятие незамедлительных мер для выполнения работ по усилению конструктивных элементов жилых домов серии 1-335. Необходимо провести техническое обследование 113 пятиэтажных зданий и определить очередность работ по усилению несущих конструкций, так как еще 40 лет назад специалисты СибАДИ установили, что элементы швеллеров, на которые опираются несущие прогоны, на 30% подвержены коррозии. На это потребуется ориентировочно 25–30 млн рублей, которые власти и областной фонд капитального ремонта не могут найти, хотя на подсветку Ленинградского моста, телебашни и других подобных мероприятий деньги выделяются.
– А что вы можете сказать про проектировщиков?
– В стране проектных организаций, которые входят в национальное объединение НОПРИЗ, насчитывается 62 тыс., но около 70% – организации со штатом от 2 до 6–8 человек. На мой взгляд, напрашивается целесообразное объединение организаций, но проектировщики к этому относятся негативно. Каждый намерен остаться независимым, хотя сомневаюсь, что они получают миллионные зарплаты и дивиденды. С 2017 года в системе саморегулирования в стране отменили выдачу членам СРО допуска к определенным видам работ и правом проводить проектные и изыскательские работы стали обладать все члены СРО, у которых есть в штате не менее двух специалистов, состоящих в национальном реестре специалистов. В итоге недостающих специалистов проектные организации друг у друга переманивают, т.е. мы имеем плавающий штат, что не соответствует повышению качества проектов. В позапрошлом году проектировщиков обязали предоставлять документацию, подготовленную с применением технологий информационного моделирования (ТИМ). Отмечу, что стоимость одного рабочего места составляет 0,5 млн рублей, включая стоимость программных продуктов, их сопровождение, обучение и т.д. Если мы возьмем организацию, имеющую хотя бы 10 рабочих мест, то для этих целей понадобится не менее 5 млн рублей. Не говоря, естественно, о зарплатах и прочих расходах. Минимальная цена загрузки (сумма заказов) для организации в таком случае должна быть не менее 50–60 млн рублей, потому что при рентабельности хотя бы 10% можно получить доходность 5–6 млн, позволяющую окупить расходы по внедрению ТИМ в проектной организации.
– Такие вообще есть в Омске?
– Да, но крайне мало. Это проектные институты «Омскнефтехимпроект», «Сибнефтетранспроект» и ПИК «Мостовик», но они не работают на регион, так как у них другая тематика. Предполагаю, что доля внедрения ТИМ в стране составляет около 10%. При этом далеко не каждый проект следует готовить с применением ТИМ. Проектировщики не против этого инструмента, у них просто нет на него финансовых средств. Считаю, что командный метод внедрения ТИМ, принятый Минстроем страны, не приведет к желаемому результату. Особенно с учетом того, что застройщики стремятся довести стоимость проектно-изыскательских работ до 0,5–1,5%, это исключает возможность эффективного развития проектного комплекса и требует пересмотра. И надо подготовить мероприятия для сохранения деятельности проектировщиков в регионе.
– Продвигается ли работа по обновлению Аллеи строителей на Тарской улице?
– Да, продвигается. Мы обновили участок от Интернациональной до Красногвардейской, и дальше осталось привести в порядок оставшуюся часть до Фрунзе. Конечно, многое было повреждено, что-то устарело, так как Аллея строителей была задумана и воплощена Николаем Ивановичем Лицкевичем 12 лет тому назад. Кстати, мы планируем увековечить его память специальным стендом. Глобально благоустроить аллею или перенести ее оказалось нереально – ежегодно там вскрывают теплотрассу для ремонта. Поэтому решено все обновить, не затевая крупных работ, но концептуально сохранить в прежнем виде. На полное обновление объекта потребуется 5,5 млн рублей. Работы проводим на взносы членов СРО «Союз строителей Омской области» и другие: президент ГК «Агростройкомплект» Валерий Кокорин пожертвовал 3 млн рублей, генеральный директор АО «Завод сборного железобетона №6» Юрий Гуринов – 400 тыс., директор ООО «Специализированный застройщик «Омск-Трэйс» Александр Галынский – 150 тыс., директор ООО «Строительные материалы Сибири» Александр Антропенко – тоже 150 тыс. До нужной суммы нам осталось собрать 1,3 млн рублей. В любом случае в этом году ремонтные работы на Аллее строителей надо завершить.
– А радует-то омских строителей что?
– То, что мы живы, у нас есть ресурсы и желание двигаться дальше. Мы еще в строю, и есть настрой развивать наш регион.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие Вести» от 6 августа 2025 года.