ЭЛЕКТРОННЫЕ МАХИНАЦИИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ: поправки в закон лета 2019 года

Фото к статьеМошенники, – нередко талантливые личности, которые могут применить свои способности в присвоении чужой недвижимости, даже с учетом современного электронно-технического прогресса. Как известно, в последние годы, всех нас стала радовать оперативная сдача продавцом и покупателем договора купли-продажи в Росреестр путем применения электронной подписи. Такая форма подачи документов, минуя традиционные очереди в МФЦ, гарантировала быстрый прием и оперативную регистрацию перехода права собственности к покупателю (от 1 до 3 дней), в отличие от традиционных часто затягивающих 9 рабочих дней.

poperechnayaНа фоне радости от такой заметной экономии сроков оформления документов, российское сообщество недавно узнало историю гражданина, лишившегося квартиры, которая оказалась проданной без его ведома, с использованием якобы его, электронной подписи. Стало страшно, что такая же участь с последующими судами за защиту своего права собственности, может постигнуть каждого.

Законодатель сработал оперативно: с 13 августа 2019 г. вступил в силу Закон №286-ФЗ «О внесении изменений в Закон «О государственной регистрации недвижимости». Поправка заключается в том, что Росреестр теперь имеет право проводить регистрационные действия по смене собственника недвижимости с документами, поступившими в электронном виде и подписанные электронной подписью продавца и покупателя только при соблюдении условия.

Таковым защищающим гражданина условием является наличие в Росреестре поданного и подписанного собственноручно в бумажном, а не электронном виде заявления, разрешающего совершать регистрационные действия, которые будут поступать с его электронной подписью в дальнейшем.

Подача такого заявления по факту удлиняет процесс регистрации документов, потому что электронной сделке должна предшествовать подача заявления в бумажном виде, которое рассматривается до 5 рабочих дней.

Значит ли, что от чего ушли к тому и вернулись – длительным срокам подачи и регистрации документов? Какова тогда целесообразность электронной подачи документов?

Нет. Без персонального визита в Росреестр с целью подачи заявления от гражданина, могут работать по прежнему: 1) нотариусы 2) кредитные организации 3)организации, применяющие электронные подписи, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан федеральным государственным бюджетным учреждением, предусмотренным законом.

Нотариусы и банки указаны в этом списке, по той причине, что личность продавцов и покупателей они устанавливают непосредственно при совершении сделок и сами заинтересованы в законности оформляемых ими сделок под страхом имущественной ответственности (договоры купли, кредитные договоры и тп).

И совершенно нечего опасаться гражданам, которые никуда не торопятся и совершают сделки в традиционной форме, подписывая договор купли-продажи своей «живой», а не электронной подписью и сдавая его всем составом участников, непосредственно в Многофункциональный центр по предварительной записи или несколько хлопотнее в порядке живой очереди.

Аркада-стильТам, где ситуация требует более оперативного подхода, нужно детальнее проработать схему безопасных расчетов и иных условий сделки с учетом действующего законодательства и опыта, подсказанного судебной практикой.

Елена Поперечная, начальник юридического отдела ООО «Агентство недвижимости «Аркада-Стиль»